Если порнорежиссер желает снять настоящий игровой художественный фильм, его творение приходиться судить как настоящий игровой художественный фильм. И оправданиями не могут служить скромные бюджеты или недостаточное актерское мастерство исполнителей. Никто не заставлял режиссера выходить за рамки жанра. И если он все же захотел удивить мир имеющимися у него в арсенале средствами, то получать должен по полной, без скидок.
В американской Долине Порно, взрослом аналоге Голливуда, в силу цеховых традиций и принципов, о «Masseuse» Пола Томаса образца 1990 года могут, конечно, говорить и писать только хорошее; могут вручать ему награды и ставить его в пример – но все равно это будет буря в стакане воды, Олимпийские игры в отдельно взятом пионерском лагере. Потому что как «обычный» фильм - «Masseuse» очень скучный фильм; а как порнофильм он еще более скучный.
Дело, разумеется, не в сюжете. История кино знала еще более банальные сюжеты с гениальной реализацией – взять хотя бы «Последнее танго в Париже». И дело не только в том, что Пол Томас – не Бертолуччи, Гипатия Ли – не Мария Шнайдер, а Рэнди Спирс – не Марлон Брандо. Проблема прежде всего в том, что и Рэнди, и Гипатия – совсем слабые актеры, на уровне хорошей самодеятельности. Вовсе не обязательно в совершенстве знать английский, чтобы это определить. Неумелого актера легко увидеть по пластике; например, как он стоит или ходит. Эти ребята (и девушки) всегда испытывают проблемы с руками. Они не знают, куда их деть. Поэтому они все время либо засовывают их в карманы, либо держат вдоль корпуса, отчего кажется, что они вот-вот запоют. Затем, плохие актеры всегда чрезмерно гримасничают, таращат глаза, морщат лоб, пытаясь выразить таким образом свои эмоции. Увы, естественная мимика – удел талантливых профессионалов. Можно состроить задумчивое лицо на протяжении одного плана, но пытаться делать это на протяжении драматической роли – безнадега. Если еще учесть, что физиономия у молодого красавчика Рэнди Спирса до ужаса напоминает то ли молодого Ван Дамма, то ли сына Виктора Ющенко, то легко представить, как глупо он выглядит в роли интеллектуала. Гипатия Ли смотрится чуть более естественно, но отнюдь не обаятельно. Талант хорошего актера заставляет зрителя полюбить даже образ прохиндея (пример – Никита Михалков). А если нам показывают просто прохиндея – или прохиндейку – то решительно непонятно, зачем. Я пойду на рынок, и насмотрюсь их там бесплатно, по самое нехочу.
Такими вот беспомощными «средствами» Пол Томас решил увлечь зрителя историей об интеллектуале-онанисте, который задумал реализовать свои фантазии с жрицей продажного секса (как ему показалось – и не напрасно) из массажного кабинета, да и влюбился в прохиндейку. А та сначала выполняла его довольно убогие фантазии за деньги, а затем почувствовала, что он ей, якобы, нравится, да и сбежала неведомо куда. Никакой логики в развитии этого сюжета усмотреть нельзя. Понятно, что герой влюбился. Но как это произошло? После дежурного минета с салфетками в массажном кабинете? Так после такого секса впору было потерять последнюю эрекцию. На протяжении всего фильма между героями происходит ряд сексуальных сцен – и все они донельзя механические, бесчувственные и убогие. Если игра любовников в «9 с половиной недель» была показана красивой, и было понятно, чем так увлеклась героиня Ким Бессинджер, то чем увлеклись герои «Masseuse», не выпускающие из рук гигиенических салфеток и постоянно делающие комментарии по ходу - «так лижи, так не лижи» - не понятно. Не понятен романтический пафос и финал этого произведения, когда герой стоит в одиночестве на берегу красивого моря, и вспоминает слова ушедшей героини: «Найди себе девушку... Но я люблю тебя... Ты тоже мне нравишься..». Любовь, конечно, зла, полюбишь и козла, но всегда должен быть мотив, раскрытый и понятный со стороны – если это кино. Например, героиня была похожа на его сестру, к которой он испытывал латентное влечение. Или она ему не дала, а в нем взыграло мужское самолюбие, доведшее его до любви. Да мало ли мотивов можно придумать, чтобы любовь в кино походила на правду. Пол Томас и сценарист Марк Хаггард, видимо, решили, что достаточно показать обнаженные груди Гипатии Ли, чтобы в нее влюбиться. Либо они в то время сами были очень молоды, либо не совсем понимали, чем занимаются и какое кино делают.
Скорее всего, в угоду сюжету и «идее» режиссер специально не акцентировал внимание на сексуальных сценах. А зря. Потому что как раз в них и Рэнди, и Гипатия были «на месте». Единственная полноценная сексуальная сцена, не отягощенная диалогами, была снята красиво, и актеры выражали подлинную страсть. Но это было в самом конце, и очень коротко.
Утверждают, что заслуга режиссера Пола Томаса заключается в том, что он открывает новые пути и возможности для игрового взрослого кино. Мне кажется, некоторые пути открывать не стоило. Они ведут в никуда.
P.S. Посмотрим, что он наснимал в ремейке с Дженной Джеймсон – «Jenna Jameson Is The Masseuse». Читайте в ближайшее время.